Маргерит Дюрас – одна из самых значительных современных писательниц не только во Франции, но и во всей Европе. Ее произведения экранизировали великие режиссеры: Ален Рене («Хиросима, любовь моя…», 1959); Питер Брук («Модерато Кантабиле», 1960, в гл.ролях Жанна Моро и Жан-Поль Бельмондо); огромный успех выпал на долю фильма «Любовник» (реж. Жан-Жак Анно, 1992). Одноименный роман, по которому фильм был снят, получил Гонкуровскую премию и сделал Маргерит Дюрас одной из главных фигур современной французской литературы.
При небольшом объеме и нарочито лаконичном, в духе Хэмингуэя, письме произведения Дюрас непросты для восприятия: изощренная форма, рваный ритм, нелинейный сюжет, открытый финал и отсутствие какой-либо «морали». Все описываемые Дюрас любовные связи мучительны и кончаются ничем, основные лейтмотивы ее произведений – болезненный эротизм, убийственность любви и невозможность счастья. Из-за этого они оставляют тяжелое чувство, которое, однако, нивелируется тонкостью, воздушностью, совершенством исполнения, абсолютной соразмерностью и самодостаточностью текстов, в которых каждое слово и каждая незначительная деталь занимают именно то, единственно подходящее для них место – словом, это чтение для настоящих литературных гурманов.
То же можно сказать и про драматургию М. Дюрас, один из лучших образцов которой – пьеса «Вторая музыка». Дюрас обращалась к ней дважды. Написав в 1965 году одноактную пьесу «Музыка», она вернулась к ней ровно через двадцать лет. «Почти все это время я хотела этот второй акт. Двадцать лет я слышала приглушенные голоса, охрипшие после бессонной ночи. Он и Она настойчиво требовали вернуться к началу их первой любви» – писала Дюрас. И в 1985 году она добавила к этой пьесе еще один акт – собственно, «Вторую музыку».
Это история двух людей, любивших друг друга, но расставшихся. Они больше не могут жить друг с другом – но они не могут жить и друг без друга. Они приехали в город, где прошла и закончилась их семейная жизнь, чтобы оформить развод, – и чтобы увидеть друг друга в последний раз. Увидеть, и понять, что они до сих пор любят и всегда, всю жизнь будут любить друг друга. Понять – и расстаться, теперь уже навсегда.
Владимир Агеев не впервые обращается к творчеству Дюрас. В 2003 году он поставил тонкий и напряженный спектакль «Любовь к английской мяте» с Натальей Фатеевой и Евгением Князевым. И, если вспомнить, что два года назад Агеев блестяще справился с одной из сложнейших пьес мирового репертуара – «Полуденным разделом» П. Клоделя, то приглашение именно его для постановки «Второй музыки» кажется абсолютно точным ходом. Если кто и может справиться с этой пьесой, то это Агеев, привыкший искать и находить ключ к сложным, неоднозначным текстам.
Спектакль играют Вера Воронкова и Олег Макаров